8 трендов, которые определяют ИТ-рынок в Казахстане
Какие перспективы открывает цифровизация рынка в Казахстане, как опыт мировых гигантов применяют местные компании, почему эффективнее развивать продукты в гибридных моделях «инхаус + аутсорс» и чего стоит ждать от рынка в ближайшем будущем.
Всё эти темы обсуждали на встрече Digital Media Club, которая прошла в марте 2023 года. Это инициатива компании red_mad_robot central asia и портала Digital Business. Основная цель Digital Media Club — создать и развивать пространство, где обсуждаются самые актуальные темы развития диджитал-рынка в Казахстане.
Для этой встречи мы подготовили большой анализ рынка, какой всегда делаем в работе над проектами наших клиентов:
-
изучали отчёты финтех-компаний в Казахстане и Юго-Восточной Азии,
-
смотрели локальные и международные исследования,
-
находили закономерности в процессах,
-
анализировали тренды.
Агиис Конкабаева, соучредитель и CЕО red_mad_robot central asia
Мы в red_mad_robot сentral asia, практикуя модель цифрового партнёрства, заинтересованы сделать с заказчиком как можно больше новых уникальных продуктов, которые принесут пользу конечным клиентам и бизнесу, а не держаться за какой-то один продукт, пытаясь выжать из него максимум. Такая модель, на наш взгляд, гораздо больше отвечает сегодня потребностям рынка и бизнеса.
Контекст: ИТ-рынок РК растёт по экономическим показателям
Доля отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в общем объёме ВВП Казахстана всё ещё маленькая — 3,3% на 2021 год. Но потенциал роста этой доли большой, она растёт с каждым годом. В 2017 году доля ИКТ составляла всего 1,3%, в 2023 году ожидается продолжение роста.
Казахстан попал в крупные международные рейтинги.:
-
55-е место в рейтинге Digital Intelligence Index по цифровизации, всего в него входят 90 стран;
-
20-е — в том же рейтинге по темпам цифровизации;
-
36-е — в рейтинге World Digital Competitiveness Ranking, который оценивает способность и готовность 63 стран внедрять цифровые технологии в качестве ключевого фактора экономических преобразований в бизнесе, правительстве и обществе.
В стране крупный сегмент интернет-аудитории — 17,73 млн интернет-пользователей, 90,9% населения. Это позволяет рассматривать Казахстан в качестве привлекательной площадки для проникновения крупных международных ИТ-игроков.
Виталий Волянюк, директор Digital Business
Министр цифровизации РК Багдат Мусин предложил YouTube открыть офис в Казахстане. Если такие компании, как YouTube, — а мы на это очень надеемся — начнут открывать свои центры разработки в Казахстане, это будет сильным маячком для других международных бизнесов. Когда в страну придут мировые ИТ-гиганты — это, конечно, очень сильно будет драйвить рынок, растить ИТ-экспертизу и кадры.
Тренд #1. Рост интереса к ИТ-специальностям
За последние четыре года количество вакансий в профессиональной области «Информационные технологии, интернет, телеком» в Казахстане увеличилось на 88,5%.
Изучив данные платформы hh.kz, заметили динамику по вакансиям ИТ-специалистов за 2022 год:
-
всего опубликовали около 40 тыс. вакансий;
-
вакансии ИТ-специалистов заняли почти 48% всех вакансий.
По информации digitalbusiness.kz, ИТ-сектор занял пятое место в рейтинге открытых вакансий в Казахстане.
За Q1 и Q2 2023 года более 50 тыс. жителей Казахстана искали работу в сфере информационных технологий.
Самые востребованные ИТ-специалисты в РК:
1. Программист, разработчик
2. Дизайнер
3. Аналитик
4. Системный администратор
5. Специалист технической поддержки
6. Специалист по информационной безопасности
7. Системный инженер
8. Тестировщик
9. Сетевой инженер
10. Гейм-дизайнер
21% ИТ-специалистов в Казахстане официально работают минимум на две компании.
Тренд #2. Развитие неклассического образования
Интерес к ИТ-специальностям в РК обусловлен не только высокими зарплатами в ИТ-секторе и бонусами от компаний, но и продвинутыми учебными программами.
Наибольшее количество ИТ-специалистов всё ещё получают классическое образование, заканчивая бакалавриат и магистратуру. Компания Kolesa Group опросила разработчиков и узнала, что 78% респондентов обучались по специальности ИТ в трёх крупных вузах страны — МУИТ (17%), СДУ (10%) и АУЭС (7%).
Но в 2021 году тренд начал меняться — всё больше специалистов получают образование не в вузах, а на специальных программах, где можно получить профильные навыки и прокачать хард скиллы.
Образовательные ИТ-программы не от вузов активно развиваются в Казахстане:
-
Tech Orda от Astana Hub — программа финансирования для подготовки ИТ-специалистов в частных школах Казахстана. Размер финансирования (ваучера) — до 600 тыс. ₸ на одного студента. В 2021 году раздали всего 100 ваучеров для будущих специалистов, а в 2022-м — уже около 3 тыс.
-
alem.school — первая в Центральной Азии школа программирования, основанная на принципах взаимного обучения. В alem нет учителей и лекций, обучение построено на решении кейсов и взаимодействии между студентами. Школа подготовила 250 специалистов в 2022 году.
Тренд #3. Рост зарплат
515,6 тыс. ₸ — средний уровень зарплаты ИТ-специалиста на лето 2022 года.
На hh.kz можно найти вакансии с зарплатой от 700 тыс. до 2,3 млн ₸ для ведущего инженера DevOps и до 4 млн ₸ — для Java- и iOS-разработчиков.
Тахмина Кодири, Chief People Officer в «Beeline Казахстан»
Всё, что касается заработных плат в ИТ, — тема чувствительная для всех игроков рынка. Рынок ИТ растёт каждые полгода на 20–30% в тенге. Мы видим мобильность мирового рынка, особенно для диджитал-профессий. И понимаем, что не конкурируем с предложениями от работодателей на мировом рынке. Но тем не менее в «Beeline Казахстан» пересматриваем вилки заработных плат и компенсационные пакеты ИТ-талантов дважды в год. Основываемся как на данных из открытых источников, исследованиях рынка заработных плат, так и на внутренних исследованиях, которые проводят наши специалисты.
Венера Сексенбаева, Associate Director, KPMG в Казахстане и Центральной Азии
Стоимость человеко-часов казахстанского ИТ-специалиста — очень привлекательный момент для европейских и американских компаний. Это открывает больше возможностей для казахстанских ребят работать на зарубежные рынки. Большинство наших специалистов владеют английским, в крупных городах среднее качество интернета, тренд на удалённый формат работы. Для роста и развития ИТ-бизнеса в Казахстане необходимо учитывать ставки зарубежных организаций и мотивировать казахстанских ребят работать на местном рынке.
ИТ-игроки часто говорят, что зарплатный рынок перегрет. Из-за событий 2022 года, роста миграции, релокации части российского ИТ-бизнеса в РК и повышенной инфляции в Казахстане (20,3%) ИТ-специалисты просят большие оклады.
Арина Лепихова, Head of Digital SME, Home Credit Bank
Рынок перегрет. Возьмём, к примеру, позицию бизнес-аналитика. По сути, это начальная роль для будущего Product Owner. Раньше можно было найти такого специалиста за 400 тыс. ₸, сейчас, в среднем, его зарплата начинается от 900 тыс. ₸ и выше. Если говорить о топовых Product Owner, то у таких сотрудников зарплата может достигать и 2–2,5 млн ₸.
Тренд #4. ИТ-специалисты привыкли к удалёнке
Если в международных компаниях сотрудников чаще просят выходить в офис, в Казахстане среди ИТ-директоров положительное отношение к удалённой работе. По данным Центра развития трудовых ресурсов, 45% специалистов в 2022 году работали удалённо и 36% планируют перестать ходить в офис.
Агиис Конкабаева, cоучредитель и CЕО red_mad_robot central asia
Важный тренд. После пандемии многие мировые ИТ-компании всё больше хотят видеть своих сотрудников в офисе, а не удалённо. Когда ИТ-специалист, например, работает на глобальную компанию из Казахстана. Недавно общалась с мобильным разработчиком. Он — казахстанец, работает в крупной компании в Европе. Его работодатель тоже хочет увеличивать долю сотрудников в офисах. И вот он сказал, что рассматривает вопрос о возвращении в Казахстан. Потому что с учётом тех затрат на жизнь и налогов, которые нужно платить в Европе, его уровень дохода не кажется таким уж высоким. Думаю, нам тоже стоит искать таких ребят, которые хотят вернуться. Потому что их переезд на родину может дать новый импульс рынку.
Тренд #5. Возможный дефицит разработчиков
По данным исследования red_mad_robot central asia, ускоренные темпы цифровизации по всему миру приведут к дефициту разработчиков. К 2025 году он составит 17 млн специалистов. Почему это может произойти:
-
Растёт количество комплексных проектов в AI, дата-аналитике и т. п. — университеты, курсы, программы обучения не смогут выпускать достаточное количество tech-специалистов, способных поддерживать развитие инноваций в технологических компаниях.
-
Джуниор-специалисты не готовы выполнять комплексные задачи, а их объём будет расти из года в год.
-
Уровень образования не соответствует потребностям бизнеса.
Тренд #6. Господдержка ИТ-рынка
В Казахстане создают инкубаторы, пространства и программы для развития диджитал-сектора. Самые крупные из них:
-
Международный финансовый центр Астана — кластер с более 1,7 тыс. зарегистрированными компаниями, объём привлечённых инвестиций — $7,4 млрд.
-
Astana Hub — технопарк стартапов с льготным налогообложением. На конец 2022 года почти тысяча ИТ-компаний — участники Astana Hub.
-
Бизнес-инкубатор MOST — бизнес-инкубатор, который помог привлечь в стартапы более $6 млн.
Тренд #7. Неразвитый ИТ-экспорт
Если оценивать страны с развитой цифровой экономикой по доле экспорта ИКТ в общем объёме экспорта товаров, Казахстан сильно отстаёт.
0,1% — объём экспорта ИТ-услуг от общего объёма экспорта РК в 2022 году (gov.kz).
Виталий Волянюк, директор Digital Business
Внутренний ИТ-рынок в Казахстане на порядок больше ИТ-экспорта. При этом в Казахстане всего около 20 млн населения и номинальный ВВП за 2022 год – $224 млрд. Можно понять, когда ИТ больше сфокусировано на внутреннем рынке, если это рынок Китая или Индонезии, где 270 млн+ жителей и ВВП больше $1 трлн. Но экономика Казахстана — относительно небольшая по мировым меркам, и пирамиду «экспорт – внутренний рынок» явно нужно поворачивать в сторону экспорта.
Что нужно для роста экспорта в ИТ?
Венера Сексенбаева, Associate Director, KPMG в Казахстане и Центральной Азии
Сначала должны произойти изменения на внутреннем рынке. Должна повысится зрелость отечественных ИТ-продуктов. Чтобы такая возможность появилась, нашим крупным игрокам в бизнесе стоит рассматривать модели взаимодействия цифрового партнёрства и аутсорса, не замыкая всё на инхаус-разработку. Многие компании в Казахстане пытаются все процессы автоматизировать и поддерживать сами. Возможно, причина в низком уровне доверия к аутсорсу. Развитие внутреннего продукта замедляется, соответственно, меньше возможностей масштабирования и на внешние рынки. Развивая ИТ-продукт или услугу на внутреннем рынке, достигая результатов и признания своего продукта, в дальнейшем справедливо встаёт вопрос масштабирования, в том числе и на внешние рынки.
Тренд #8. Цифровое партнёрство как более удобная модель для бизнеса, чем инхаус и аутсорс
В ИТ-секторе РК крупные игроки стараются прийти к идеальному балансу разработки и внедрения продуктов:
-
30% задач отдают на аутсорс;
-
70% — занимаются инхаус, в основном, это стратегические задачи и поддержка запущенных на аутсорсе проектов.
Инхаус зачастую стоит дороже аутсорса и требует больше ресурсов.
Дмитрий Нигодин, CBDO & Cо-Founder Akhter Studios
Нередко вижу ситуации, когда компания смотрит на стоимость создания продукта на аутсорсе в $300–400 тыс. и считает, что это много. Решает набрать свою команду, тратит на это время, тратит деньги на накладные расходы, связанные с содержанием команды. В итоге реальная стоимость инхаус-продукта вырастает до $1 млн. И у тебя после его разработки ещё остаётся штатная команда, с которой нужно думать, что делать дальше.
В аутсорсе действительно всё проще — заказчик приходит с готовыми целями и задачами, с чётким пониманием, что ему нужно. За это и платят деньги.
Но часто бывает, что заказчик не знает, чего конкретно хочет. Компания планирует развиваться и запустить процесс цифровизации, но не знает, с чего начать, как создать и запустить продукт, как его внедрить и масштабировать. А проделать эту работу необходимо за несколько месяцев — с инхаус-моделью это почти невозможно. Много времени уйдёт на поиск и формирование команды, на исследования и разработку. Аутсорс не поможет реализовать проект, потому что у заказчика нет чётких задач.
Проще всего использовать экспертизу готовых команд на рынке, которые занимаются цифровизацией, запускают и масштабируют сервисы. Это и есть цифровое партнёрство.
Айнагуль Даулетбаева, заместитель председателя правления Евразийского банка
Цифровое партнёрство — совместный мозговой штурм, совместная постановка целей и задач и договорённости о той пользе для бизнеса, которую в итоге должен получить заказчик.
Цифровое партнёрство — модель взаимодействие ИТ и бизнеса. Вместо того чтобы нанимать специалистов для решения конкретных задач, компании обмениваются опытом, технологиями и методиками.
Агиис Конкабаева, соучредитель и CЕО red_mad_robot central asia
Понимаю, почему рынок в Казахстане ещё только идёт к тому, чтобы активно использовать аутсорс и цифровое партнёрство. Кто-то поработал на аутсорсе и обжёгся. У кого-то появился страх после того, как купили коробочное решение, вложили в его кастомизацию большие деньги и затем столкнулись с зависимостью от одного поставщика софта. Но рынок меняется прямо сейчас. Самим аутсорс-компаниям выгодно создавать множество продуктов и передавать их заказчикам инхаус на саппорт.
Выводы
-
У ИТ-рынка Казахстана высокий потенциал роста: в стране крупный сегмент интернет-аудитории, увеличивается доля ИКТ в общем объёме ВВП, создаются условия для прихода крупных международных ИТ-игроков.
-
В РК бум ИТ-специальностей — увеличивается доля образовательных ИТ-программ, всё больше людей ищут работу в ИТ, диджитал-компании заняли половину рынка вакансий в стране.
-
Зарубежные компании активно привлекают казахстанских специалистов, задача ИТ-сектора Казахстана — сформировать такие условия работы и развития карьеры, чтобы ИТ-таланты не утекали за рубеж.
-
В Казахстане создают и на государственном уровне поддерживают инкубаторы и пространства для развития диджитал-сектора.
-
Опыт мировых ИТ-гигантов показывает, что эффективнее развивать продукты по модели цифрового партнёрства — это новый уровень более качественного и взаимовыгодного производства.
Comments 0
Login to leave a comment